Кроме того, строители имеют возможность включать стоимость противоэпидемических мероприятий (например, COVID-19) в смету расходов на объектах строительства, проектная документация на которые будет оформляться в соответствии с настоящей Методикой. Разумеется, заказчики и проектировщики должны включить в проектную документацию требования Роспотребнадзора. Напомним, по данным мониторинга НОСТРОЙ средние затраты строительных организаций на противоэпидемические мероприятия в марте-апреле 2020 года составили около 300 рублей в сутки на 1 рабочего. Таким образом, для организации с линейным штатом в 100 человек затраты за полгода составят около 4 млн руб.
Строители получат компенсации затрат на страхование, банковские гарантии и COVID-19
Профессиональное сообщество при поддержке Минстроя России и Главгосэкспертизы добилось значительных результатов. В предлагаемой редакции Методики с момента ее вступления в силу у строителей появится возможность включать расходы на банковские гарантии и страхование в расчет сводной сметы. Это облегчит финансовую нагрузку на строителей; например, при цене строительства 100 млн руб экономия на банковских гарантиях и страховках составит около 1-1,5 млн руб. Помните, что предыдущие строительные компании брали на себя эти затраты за счет своей прибыли.
Кроме того, строители имеют возможность включать стоимость противоэпидемических мероприятий (например, COVID-19) в смету расходов на объектах строительства, проектная документация на которые будет оформляться в соответствии с настоящей Методикой. Разумеется, заказчики и проектировщики должны включить в проектную документацию требования Роспотребнадзора. Напомним, по данным мониторинга НОСТРОЙ средние затраты строительных организаций на противоэпидемические мероприятия в марте-апреле 2020 года составили около 300 рублей в сутки на 1 рабочего. Таким образом, для организации с линейным штатом в 100 человек затраты за полгода составят около 4 млн руб.
Важно отметить открытость к диалогу между Минстроем России и Главгосэкспертизой и их готовность выслушать аргументы участников рынка, результатом чего стала данная Методика. НОСТРОЙ совместно с региональными саморегулируемыми организациями и строительными компаниями в тесном взаимодействии с Минстроем России и Главгосэкспертизой России продолжит работу по системе ценообразования, в том числе по вопросам компенсации строителям затрат на строительство меры по существующим контрактам.
Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации
Расчет сводной сметной стоимости строительства
Объектная смета и Сводный сметный расчет по новой методике
В объектных сметах (ОС) суммируем данные локальных смет, распределяя их на:
В приложении № 5 Методики рекомендуемый образец ОС;
Методами resource и resource-index в конце SO указываем конечные данные:
Расчет сводной сметной стоимости строительства
В приложении № 6 Методики приведен рекомендуемый образец сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС)
- ресурсными методами или ресурсными индексами — в текущих ценах; при базисно-индексном методе — в текущих и базовых ценах (делаем два ССРСС);
Расходы в ССРСС распределяются по главам в соответствии с Правилом N 87:
- подготовка площадки (глава 1); основные объекты (глава 2); объекты коммунально-бытового обслуживания (глава 3); энергетические установки (глава 4); объекты транспорта и связи (глава 5); наружные сети и устройства водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6); разведение и садоводство (глава 7); временные здания и сооружения (глава 8); прочие работы и расходы (глава 9); содержание обслуживания клиентов управления зданием (глава 10); подготовка эксплуатационного персонала для строящегося объекта капитального строительства (глава 11); глава 12:
- технологический и ценовой государственный аудит; подготовка инвестиционного обоснования; аудит цен обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные работы и изыскания.
При отсутствии расходов в указанных главах ССРСС нумерация не путается. Главы передаются в ГСРСС без указания затрат (п. 139 методики);
В ССРСС допускается разделение на разделы (п. 140 методики);
Непредвиденные расходы и НДС начисляются после главы 12 ССРСС.
Подробное распределение затрат по разделам указано в Приложении 9 Методики и в пунктах 144-181.
Кв — размер вознаграждения в год, установленный банком, имеющим право выдачи банковских гарантий, %;
Обучение оперативного персонала — глава 11 расчета сводной сметы, графы 7 и 8 (п. 170 методики);
Авторский надзор составляет до 0,2 процента от результатов разделов 1 — 9 сводной сметы и включается в графы 7 и 8 (п. 173 методики);
Гонорар не учитывается при авторском надзоре (п. 174 методики);
- Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий — Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» изучать»; проведение технологического и ценового государственного аудита — Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 «О проведении технологического и ценового государственного аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые законы Правительства Российской Федерации». Российская Федерация»; аудит проектной документации — Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»; обоснование инвестиций — Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и основаниях заключения договоров, предметом которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства строительстве, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- до 2% — на непроизводственные цели; до 3% — для промышленных целей, линейных установок; до 10 % — для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов (п. 179 методики).
Резерв средств на выполнение работ и непредвиденных расходов определяется по результатам разделов с 1 по 12 сводной сметы и учитывается в сводной смете отдельной строкой с распределением по графам с 4 по 8.
В следующий раз давайте посмотрим на разделы 10 и 11 методики:
Исполняющий обязанности оценщика, уважаемый блогер
Диляра Сайфутдинова
Е) на научное и научно-техническое обеспечение инженерных изысканий и работ по подготовке проектной и рабочей документации;
IX. Сводный сметный расчет стоимости строительства
135. Рекомендуемый образец сводной сметы на строительство (далее — сводная смета) приведен в приложении № 6 к Методике.
136. При определении стоимости ресурсным или ресурсно-индексным методом сводный сметный расчет разрабатывается на текущем уровне цен. При определении сметной стоимости методом базового индекса одновременно с расчетом сводной сметы на текущем уровне цен разрабатывается отдельный сводной сметный расчет на базовом уровне цен.
137. Сводным сметным расчетом определяется сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, расположенных в пределах площадки строительства и (или) границ полосы отвода линейных объектов, по которым подготовлена строительная документация, проект, расходы на строительство объекта с учетом природно-климатических и региональных условий территории и других особенностей местности, в том числе расходы на строительство объектов капитального строительства, расположенных за пределами строительной площадки и предусмотренных проектной документацией, в том числе право собственности к временным зданиям и сооружениям, а также сетям инженерно-технического обеспечения, связанным с строительным монтажом.
138. При расчете сводной сметы сметные расходы распределяются по главам в соответствии с Правилом № 87:
Объекты коммунально-бытового обслуживания (глава 3);
Наружные сети и устройства водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);
Содержание обслуживания клиентов управления зданием (глава 10);
Подготовка эксплуатационного персонала для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);
Технологический и ценовой государственный аудит, подготовка обоснования инвестиций в инвестиционный проект создания объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключить договор, предметом которого является одновременное выполнение работ в проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные работы и проработка (глава 12).
139. Наименование и нумерация глав в расчете сводной сметы корректировке не подлежат независимо от состава включенных затрат. При отсутствии расходов, предусмотренных соответствующей главой сводной сметы, эта глава пропускается без изменения номеров следующих глав.
140. В целях учета особенностей отдельных объектов строительства (например, линейных объектов, в том числе в различных субъектах Российской Федерации) в главах сводного сметного расчета предусмотрены разделы.
Распределение затрат по разделам расчета сводной сметы производится с учетом положений пунктов 144 — 177 Методики.
141. Сметная стоимость в сводной смете определяется путем сложения итоговых стоимостных показателей объекта и (или) локальных смет (смет), смет по отдельным видам затрат с распределением затрат по следующим элементам сметы стоимость строительства — стоимость строительных работ (ремонтно-строительных), монтажных работ, оборудования, прочие затраты. Итоговые показатели включаются в главы сводной сметы без учета затрат, указанных в пункте 134 Методики, которые приведены в соответствующих главах сводной сметы в соответствии с положениями пунктов 153 — 177 Методики.
142. По результатам разделов расчета сводной сметы предусматривается резерв средств на выполнение работ и непредвиденных расходов и суммы налога на добавленную стоимость.
143. При расчете сводной сметы приводятся итоговые данные по каждой главе (включая разделы) по итогам глав 1 — 7, 1 — 8, 1 — 9, 1 — 12, а также после резервирования средств на выполнение работ и непредвиденные расходы и сумма налога на добавленную стоимость.
144. В главу 1 расчета сводной сметы включаются расходы, связанные с оформлением земельного участка, с созданием геодезической разбивки базы строительства и обустройством строительной площадки, понесенные на момент составления проектной документации и (или) запланированных к исполнению в период строительства.
145. Перечень работ и затрат, включенных в главу 1 сводной сметы, можно найти в приложении № 9 Методики.
146. В главы 2-7 расчета сводной сметы включаются сметные затраты согласно наименованию глав. Сметная стоимость этих затрат определяется объектной и локальной сметой (сметами).
147. В главу 2 сводного сметного расчета включается сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, являющихся основными по отношению к объекту строительства.
148. В главу 3 расчета сводной сметы включается сметная стоимость строительства объектов капитального строительства вспомогательного и сервисного назначения.
При определении сметной стоимости строительства объектов промышленного назначения в главу 3 включается сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, предназначенных для вспомогательных производственных целей (не относящихся к объектам энергетики и объектам транспорта и связи, предусмотренным в соответствующих главах), а также за обслуживание компании. К ним относятся вспомогательные цеха, газогенерирующие, компрессорные, складские помещения, эстакады, галереи, административные здания, лаборатории, здания предприятий общественного питания, лечебно-бытового обслуживания производственных рабочих, связанных со строительством промышленного объекта, и другие.
При наличии в объекте капитального строительства основного и вспомогательного производства его сметная стоимость учитывается в главе 2 расчета сводной сметы.
При определении сметной стоимости строительства непроизводственных объектов в главу 3 включают сметную стоимость хозяйственных построек, КПП, мусорных контейнеров и других объектов.
При определении сметной стоимости строительства дорог и искусственных дорожных сооружений в главу 3 включают сметную стоимость зданий эксплуатационных служб, постов ГИБДД, объектов охраны, зданий дорожно-диспетчерских служб, гаражей, складов, пунктов весогабаритного контроля, снежных точки плавления.
Для объектов строительства железнодорожного транспорта в главу 3 включают сметную стоимость средств защиты путевого хозяйства, защиты пути и искусственных сооружений, сетей и устройств для автоматической очистки стрелочных переводов, электрообогрева стрелочных переводов, пневмопочты, бытовых и бытовых зданий для всех служб, локомотиворемонтные и вагоноремонтные депо и другие объекты.
Для инфраструктуры воздушного транспорта глава 3 включает расчетную стоимость контрольно-пропускных пунктов для осуществления контроля доступа, досмотра, дополнительного досмотра и досмотра для обеспечения безопасности перевозки.
149. В главу 4 расчета сводной сметы включается сметная стоимость строительства объектов энергетики, входящих в объект строительства: центров трансформации, линий электропередач (воздушных и проводных) и т. д. Сметная стоимость электроустановок, проектируемых в составе объектов капитального строительства, учитывается в их сметной стоимости.
150. В главу 5 включают сметную стоимость объектов транспорта (подъездные пути к предприятиям и дороги на территории предприятий (автомобильные, железные дороги), причалы и другие портовые сооружения, стоянки для автотранспорта, АЗС, здания и сооружения для обслуживания, гаражи и другие подобные объекты) и ссылки.
Для проектов строительства железнодорожного транспорта в главу 5 также включены автомобильные путепроводы, транспортные туннели, пешеходные мосты и туннели, не связанные с обслуживанием пассажиров.
В главе 5 сводной сметы предусмотрены средства на устройство сетей связи всех видов, в том числе технических средств обеспечения безопасности транспорта (телефонная, телевизионная, радиосвязь и др.) с относящимися к ним зданиями и сооружениями.
151. В главу 6 сводной сметы включается сметная стоимость сетей водоснабжения, канализации, отопления и газоснабжения. К ним относятся трубопроводы с примыкающими к ним зданиями и сооружениями, в том числе плотинами, водозаборами, насосными станциями, насосными зданиями, водонапорными башнями, очистными сооружениями, фильтрами, котлами и другими сооружениями.
В главу 6 не включаются сметные затраты на монтаж систем инженерно-технического обеспечения, которые учитываются в сметной стоимости соответствующих объектов капитального строительства.
152. В главу 7 расчета сводной сметы включаются сметные затраты на благоустройство и озеленение территории строительной площадки, в том числе на работы по вертикальной планировке (без рельефа), устройство дорог, тротуаров, малых архитектурных форм, ограждение территории территории, наружное освещение, посадка деревьев, кустарников, устройство газонов и клумб и других элементов благоустройства и озеленения.
153. В главу 8 расчета сводной сметы включаются расходы на ремонт и ликвидацию зданий и временных сооружений титула. Перечень затрат, связанных с титулом временных зданий и сооружений, включенных в главу 8 расчета сводной сметы, приводится в сметных нормативах, сведения о которых включаются в ФРСН.
154. Размер средств, предназначенных для строительства и вывода из эксплуатации титульных временных зданий и сооружений, определяется одним из следующих способов:
А) по сметным нормативам, сведения о которых включены в ФРСН;
Б) по расчету на основании данных ПОС, по перечню и характеристике наименования временных зданий и сооружений, указанных в нем.
Затраты на монтаж и ликвидацию временных сооружений и временных специальных вспомогательных сооружений и устройств определяются дополнительно по сметным нормативам, сведения о которых включаются в ФРСН.
В случае, если на основании данных ПОС временные титульные здания и сооружения находятся за пределами полосы отчуждения строительной площадки или линейного объекта, то затраты на их строительство могут определяться с использованием сметных нормативов, сведения о которых включаются в ФРСН.
155. При определении суммы средств, предназначенных для строительства и демонтажа временных зданий и сооружений титулов, согласно расчета на основании данных ПОС, разработки локальных смет (смет) и смет затрат.
156. Одновременное применение методов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 154 Методики, не допускается, за исключением случаев, указанных в положениях сметных нормативов, сведения о которых включаются в ФРСН.
157. Затраты на строительство и демонтаж зданий и временных сооружений, находящихся в собственности:
А) в графах 4, 5 и 8 сводной сметы расчет стоимости строительства отдельными строками по соответствующим объектам капитального строительства при определении затрат на основании сметных нормативов;
Б) в графах 4 — 8 сводной сметы стоимости строительства при определении затрат по расчету на основании данных ПОС, а затраты на его содержание и эксплуатацию учитываются в графе 7 главы 9 сводная смета.
Затраты, не учитываемые нормативами на строительство и демонтаж временных титульных зданий и сооружений, определяются дополнительно в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых находятся в ФНС, и включаются в сводный сметный расчет от стоимости строительства.
158. При производстве работ вахтовым методом по ПОС средства на организацию вахтового поселка определяются по сметным нормативам, сведения о которых включаются в ФРСН, и учитываются в графах. 4 — 8 главы 8 расчета сводной сметы при наличии факторов, связанных со значительным выносом рабочих мест от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя для сокращения сроков строительства, в отдаленных ненаселенных районах или местностях с особыми природными условиями, такими как сложность и нестабильность транспортных коммуникаций, работа в безлюдных, труднодоступных местностях или с особыми природными условиями.
159. В главу 9 расчета сводной сметы включаются сметная стоимость прочих работ и затраты, не учитываемые в других главах расчета сводной сметы. Рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводной сметы, приведен в Приложении № 9 Методики.
160. При получении электрической энергии, используемой для осушения зданий, а также для обогрева зданий в зимнее время электронагревателями от передвижных электростанций, разница стоимости принятой электрической энергии от передвижных электростанций по сравнению со стоимостью принятой электроэнергии объединенной Энергетическая система России дополнительно учитывается в главе 9 расчета сводной сметы, и расчет осуществляется в соответствии с положениями пункта 73 Методики.
161. Главой 9 сводной сметы могут быть предусмотрены расходы, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора и гарантийных обязательств, в случаях, когда эти расходы являются обязательными по требованию клиента. Расходы, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии (ОБГ), учитываются по результатам анализа рынка не менее 3 (трех) предложений от банков, имеющих право выдачи банковских гарантий, проведенного с учетом требований клиента и в соответствии с положениями пунктов 13 — 22 Методики с указанием расчета по каждому предложению по формуле (6):
Кв — размер вознаграждения в год, установленный банком, имеющим право выдачи банковских гарантий, %;
162. В главу 10 расчета сводной сметы включаются расходы на содержание технического заказчика и расходы заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве (далее — строительный контроль) (графы 7 и 8).
163. Средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включаются в ФРСН.
164. При осуществлении строительного контроля техническим заказчиком расходы на проведение строительного контроля дополнительно включаются в состав средств на содержание технического заказчика.
165. Затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводной смете, если функции технического заказчика выполняет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет конкретных средств, выделяемых на его текущее содержание, в конверте на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетном законодательстве Российской Федерации приказом Федерации в пределах бюджетных обязательств.
166. Размер затрат на строительный контроль при возведении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с участием средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с использованием нормативов, указанных в приложении к Положению о строительном контроле при капитальном строительстве, реконструкции и ремонте объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства» объекты строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 г., N 26, ст. 3365).
167. Расчет затрат на строительный контроль производится в текущем уровне цен по результатам глав с 1 по 9 расчета сводной сметы стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением затрат отвода земли), а стоимость строительства указывается в главе 10 расчета сводной сметы отдельной строкой «Контроль за строительством» (графы 7, 8).
168. При использовании методов ресурсного и ресурсного индекса для определения нормативов затрат на строительный контроль сметная стоимость строительства в базовом уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен и соответствующих темпов изменения сметная стоимость, используемая при составлении сметной документации.
169. Расходы, возникающие в связи с выполнением техническим заказчиком своих функций и не связанные с его содержанием (например, оплата за получение исходных данных и технических условий на подготовку проектной документации), учитываются в соответствующих главах ПТД сводный сметный расчет.
170. В главу 11 сводной сметы (графы 7 и 8) включаются расходы, связанные с обучением эксплуатационного персонала для строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства, определяемые сметой расходов по отдельному виду затрат на основании проектных и (или) иных техническая документация.
Расчет затрат, связанных с обучением оперативного персонала, осуществляется на основании данных о численности и квалификации работников, времени обучения, затратах на обучение, оплате труда работников, затратах, связанных с проездом обучающихся к месту обучения и обратно, а также иные расходы, связанные с обучением эксплуатационного персонала, перечень которых утверждается на основании проектной и (или) иной технической документации.
171. В главу 12 расчета сводной сметы включается стоимость следующих затрат:
А) проводить публичный технологический и ценовой аудит;
Б) для подготовки обоснования инвестиций в инвестиционные проекты создания объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение договоров, целью которых является одновременное выполнение проектных, строительных и пусконаладочных работ объектов капитального строительства;
В) провести технологический и ценовой аудит обоснованности инвестиций в инвестиционные проекты создания объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение договоров, целью которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
Г) на работы по инженерным изысканиям для архитектурно-строительного проектирования (основные виды инженерных изысканий, дополнительные и специальные работы (услуги), в том числе расходы на подготовку предложений и рекомендаций по организации и проведению сопровождения, предусмотренные требованиями технические регламенты);
Д) вести работы по подготовке проектной и рабочей документации;
Е) на научное и научно-техническое обеспечение инженерных изысканий и работ по подготовке проектной и рабочей документации;
Ж) проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации на объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах природной территории Байкал проектная документация на объекты, используемые для захоронения и (или) захоронения отходов классов опасность IV, искусственные земли на водных объектах, проектную документацию на объекты, которые в соответствии с законодательством об охране окружающей среды относятся к объектам I категории;
И) провести экспертизу промышленной безопасности, обязательность проведения которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (за исключением расходов на оценку соответствия оборудования классов безопасности 1, 2, 3 в процессе его изготовления, учитываются в стоимости оборудования);
К) для натурных испытаний грунтов со сваями, проводимых при инженерных изысканиях для строительства, натурных контрольных испытаний свай при строительстве, испытаний, проводимых для уточнения несущей способности свай;
Л) на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе на экспертное сопровождение при проведении экспертизы по результатам экспертного сопровождения;
Затраты, указанные в подразделах «а» — «л» настоящего пункта Методики, включаются в графы 7 и 8 сводной сметы.
172. Затраты на инженерные изыскания, подготовку проекта и рабочей документации определяются расчетным путем на основании сметных нормативов, сведения о которых включаются в ФРСН.
173. Включение расходов на осуществление авторского надзора допускается по объектам, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрен обязательный авторский надзор, а также по решению заказчика по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджет (кроме случаев, когда заказчик является основным распорядителем бюджетных средств). Лимит расходов на осуществление авторского надзора определяется в размере 0,2 процента от суммы граф 8 глав 1-9 сводной сметы и включается в графы 7 и 8.
174. В лимите расходов на авторский надзор не учитываются расходы на проезд лиц, осуществляющих авторский надзор, к месту строительства и обратно.
Эти расходы в дальнейшем определяются в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводной сметы (графы 7 и 8).
175. Затраты на проведение натурных испытаний грунтов со сваями, натурных контрольных испытаний свай, испытаний, проводимых для уточнения несущей способности свай, определяются в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включаются в ФСНН, на основании проектной и (или) иной технической документации. Указанные затраты включаются в графы 4, 7 и 8 сводной сметной стоимости, определяемой на основании локальных сметных расходов (смет), разработанных в порядке, установленном Методикой. Состав затрат в зависимости от видов груза определяется на основании сметных нормативов, необходимых для определения стоимости инженерных изысканий, информация о которых включена в ФРСН, а также в документы стандартизации РФ.
3015; 2020, № 2, ст. 190).
177. При отсутствии сметных нормативов, сведения о которых включаются во ФРСН, показателей и нормативов цены проектных работ, стоимость работ по подготовке проектной документации определяется в соответствии с положениями методики определения стоимость работ по подготовке проектной документации, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в соответствии с частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае отсутствия в сметных нормативах, информация о которых включена в ФРСН, цен на работы по основным и специальным видам инженерных изысканий и нормативов цены инженерных изысканий, стоимость инженерных изысканий определяется из положения методики определения стоимости инженерных изысканий, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в соответствии с частью 3 статьи 8.3 Федерального закона. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
178. Приведенная в Методике номенклатура работ и затрат, включенных в главы 1, 9 и 12 расчета сводной сметы, не является исчерпывающей и может быть дополнена затратами, учитывающими специфику строительства и относящийся к инвестиционному капиталу в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при надлежащем обосновании проектной и (или) иной технической документацией либо техническим заданием на разработку такой документации.
179. Резерв средств на непредвиденные работы и расходы предназначен для компенсации стоимости работ и расходов, необходимость в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) при строительстве в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.
Резерв средств на выполнение работ и непредвиденных расходов определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчик является главным распорядителем средств бюджета) в размерах, не превышающих:
А) 2 (два) процента — для объектов непроизводственного капитального строительства;
Б) 3 (три) процента — для объектов капитального строительства производственного назначения, линейных объектов;
В) 10 (десять) процентов — для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Резерв средств на выполнение работ и непредвиденных расходов определяется по результатам разделов с 1 по 12 сводной сметы и учитывается в сводной смете отдельной строкой с распределением по графам с 4 по 8.
180. По результатам расчета сводной сметы приводится сумма налога на добавленную стоимость, принятая в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
181. Расчет суммы налога на добавленную стоимость производится по результатам глав с 1 по 12 расчета сводной сметы с учетом резерва средств на выполнение работ и непредвиденных расходов, за исключением стоимость необлагаемых налогом работ и услуг в соответствии со статьей 149 НК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., N 32, ст. 3340; 2020 г., N 31, ст. 5024).
Сумма полученного налога на добавленную стоимость отображается отдельной строкой с распределением в столбцах 4-8.
б) 3 (три) процента — для объектов капитального строительства производственного назначения, линейных объектов; Xn—h1adafepdrq5g. xn--p1ai 178. Приведенная в Методике номенклатура работ и затрат, включаемых в главы 1, 9 и 12 расчета сводной сметы, не является исчерпывающей и может быть дополнена затратами, которые учитывают специфику строительства и относятся к капитальным вложениям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при надлежащем обосновании проектной и (или) иной технической документацией либо техническим заданием на разработку таких документация..